Автопроизводители выступили с инициативой ограничить ввоз иностранных автомобилей для частных покупателей
Сигнал от производителей: изменение утилизационного сбора может остановить «серый» импорт автомобилей
Объединение автопроизводителей России (ОАР) сделало шаг к изменению устаревшей методологии расчета утилизационного сбора на автомобили, отправив официальное обращение в Минпромторг Российской Федерации. Цель обращения — борьба с «серым» импортом, который осуществляется через регистрацию на физлиц. В состав ОАР входят некоторые известные игроки автопроизводства, такие как АВТОВАЗ, Группа ГАЗ, КАМАЗ и другие.
По сообщению Интерфакса, обращение было направлено главе Минпромторга Алиханова, в котором указано, что действующая система, установленная в постановлении правительства №1291 от декабря 2013 года, требует пересмотра. Производители предлагают изменить привязку утилизационного сбора, заменив объем двигателя на мощность. Это необходимо из-за того, что современные автомобили, как правило, оснащены высокопроизводительными, но с меньшими объемами двигателями.
Текущая система приводит к тому, что для различных бюджетных и люксовых автомобилей применяется одна и та же сумма утилизационного сбора. Например, утильсбор в 677,4 тыс. рублей аналогично применяется к седану Changan Alsvin с ценой 1,85 млн рублей и к BMW Х3 с мыслевым ценником в 8 млн рублей. Это указывает на их неподобающее равенство в условиях расчета.
В ОАР также указывают, что практика льготного утилизационного сбора для физических лиц наносит вред автомобильному рынку. В настоящее время физические лица, импортирующие автомобили для личного пользования, обязаны уплачивать 3400 рублей для машин до трех лет и 5200 для тех, что старше трех. Исключение составляют автомобили с моторами свыше трех литров, для которых льготный утилизационный сбор не применяется.
Со времени введения льготного режима наблюдается рост «серого» ввоза: если в 2024 году на физлиц приходилось 1-50% от общего импорта, то в 2025 году этот процент возрос до 50-70%. Это приводит к поступлению автомобилей без надлежащей гарантии и обслуживания, что отрицательно сказывается на бюджетных поступлениях и создает проблемы для легального рынка.